Заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Юрий Федоров провел круглый стол, на котором обсуждались первые итоги применения дифференцированных тарифов на электроэнергию в субъектах Российской Федерации.
В дискуссии приняли участие начальник отдела по вопросам тарифообразования Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Раушан Ромащенко, представители Министерства экономического развития РФ, председатель правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая, заместитель председателя Ассоциации "НП Совет рынка" Сергей Лебедев, представители субъектов РФ, государственных, коммерческих и общественных организаций, научного и экспертного сообщества.
Юрий Федоров напомнил, что в 2021 году в нормативные акты были внесены изменения, предусматривающие возможность установления дифференцированных по объемам потребления тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей.
"Основными целями введения дифференцированных тарифов являлись ограничение объема перекрестного субсидирования и коммерческого потребления, замаскированного под бытовое. Сегодня в связи с ростом добычи цифровых валют важно более точно определять границы диапазонов, отделять добросовестное бытовое потребление от серого майнинга", - сказал Юрий Федоров.
По оценке сенатора, этот механизм показывает свою эффективность, позволив в текущем году сократить объем перекрестного субсидирования на 31 млрд рублей. "Помимо этого, применение дифференцированных тарифов помогает сдерживать рост тарифов для социально незащищенных слоев населения и способствует развитию энергосбережения населением", - отметил Юрий Федоров.
При этом, добавил он, субъекты РФ могут сами определять диапазоны дифференцированных тарифов в рамках тарифной "вилки". Для стимулирования регионов к переходу на дифференцированные тарифы им предоставлена возможность индексации предельной величины перекрестного субсидирования только при введении дифтарифов или введении социальной нормы потребления электрической энергии.
"Анализ принятых тарифно-балансовых решений показывает отсутствие единого подхода регионов к установлению диапазонов объемов потребления. Практически во всех субъектах, в которых введены дифтарифы, порог первого диапазона потребления установлен на уровне, существенно превышающем среднестатистическое электропотребление домохозяйства", - сообщил сенатор.
Юрий Федоров уточнил, что с 2025 года в России введена дифференциация тарифов на электроэнергию для населения при наличии перекрестного субсидирования. При этом регионам дано право повысить значения диапазонов для жителей домов с электроотоплением в условиях отсутствия газа и альтернативных источников тепла с учетом сезонного коэффициента.
"В целом, на дифференцированные тарифы перешли 76 регионов. Но несмотря на успехи применения механизма дифтарифов, мы видим, что он нуждается в донастройке. Поэтому нужно обсудить подходы к повышению его эффективности, необходимость внесения законодательных изменений", - считает сенатор.
Заместитель начальника управления регулирования в электроэнергетике ФАС России Максим Пальянов сообщил, что во всех субъектах РФ предусмотрена поддержка социально незащищенных слоев населения - тех, у кого коммунальный платеж превышает 20% от дохода. "Этот принцип действует вне зависимости от того, используется там механизм дифференцированного тарифа или нет. По нашим данным, существующие сейчас дифтарифы привели к росту стоимости не более 0,5% в среднем по стране по категориям потребителей", - рассказал он.
Источник:
http://economy.council.gov.ru/events/news/170250/