<
Профессиональные справочные системы для специалистов
30.10.2025
В Совете Федерации обсудили итоги внедрения дифференцированных тарифов на электроэнергию

Заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Юрий Федоров провел круглый стол, на котором обсуждались первые итоги применения дифференцированных тарифов на электроэнергию в субъектах Российской Федерации.

В дискуссии приняли участие начальник отдела по вопросам тарифообразования Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Раушан Ромащенко, представители Министерства экономического развития РФ, председатель правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая, заместитель председателя Ассоциации "НП Совет рынка" Сергей Лебедев, представители субъектов РФ, государственных, коммерческих и общественных организаций, научного и экспертного сообщества.

Юрий Федоров напомнил, что в 2021 году в нормативные акты были внесены изменения, предусматривающие возможность установления дифференцированных по объемам потребления тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей.

"Основными целями введения дифференцированных тарифов являлись ограничение объема перекрестного субсидирования и коммерческого потребления, замаскированного под бытовое. Сегодня в связи с ростом добычи цифровых валют важно более точно определять границы диапазонов, отделять добросовестное бытовое потребление от серого майнинга", - сказал Юрий Федоров.

По оценке сенатора, этот механизм показывает свою эффективность, позволив в текущем году сократить объем перекрестного субсидирования на 31 млрд рублей. "Помимо этого, применение дифференцированных тарифов помогает сдерживать рост тарифов для социально незащищенных слоев населения и способствует развитию энергосбережения населением", - отметил Юрий Федоров.

При этом, добавил он, субъекты РФ могут сами определять диапазоны дифференцированных тарифов в рамках тарифной "вилки". Для стимулирования регионов к переходу на дифференцированные тарифы им предоставлена возможность индексации предельной величины перекрестного субсидирования только при введении дифтарифов или введении социальной нормы потребления электрической энергии.

"Анализ принятых тарифно-балансовых решений показывает отсутствие единого подхода регионов к установлению диапазонов объемов потребления. Практически во всех субъектах, в которых введены дифтарифы, порог первого диапазона потребления установлен на уровне, существенно превышающем среднестатистическое электропотребление домохозяйства", - сообщил сенатор.

Юрий Федоров уточнил, что с 2025 года в России введена дифференциация тарифов на электроэнергию для населения при наличии перекрестного субсидирования. При этом регионам дано право повысить значения диапазонов для жителей домов с электроотоплением в условиях отсутствия газа и альтернативных источников тепла с учетом сезонного коэффициента.

"В целом, на дифференцированные тарифы перешли 76 регионов. Но несмотря на успехи применения механизма дифтарифов, мы видим, что он нуждается в донастройке. Поэтому нужно обсудить подходы к повышению его эффективности, необходимость внесения законодательных изменений", - считает сенатор.

Заместитель начальника управления регулирования в электроэнергетике ФАС России Максим Пальянов сообщил, что во всех субъектах РФ предусмотрена поддержка социально незащищенных слоев населения - тех, у кого коммунальный платеж превышает 20% от дохода. "Этот принцип действует вне зависимости от того, используется там механизм дифференцированного тарифа или нет. По нашим данным, существующие сейчас дифтарифы привели к росту стоимости не более 0,5% в среднем по стране по категориям потребителей", - рассказал он.


Источник:
http://economy.council.gov.ru/events/news/170250/